Хоровой 2019-20

Скачать материалы:

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на учащихся 1-9-х классов. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе вокально-хоровой деятельности. Хоровая воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании практико-ориентированные формы и методы работы.

Курс рассчитан на 35 часов (1 занятие в неделю). Основной организационной формой является занятие продолжительностью 1 часа

Программа разработана в соответствии:

1Требований Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации";

2План работы школы на 2017-18 учебный год;

3Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ "Болдыревская ООШ".

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через хоровое исполнительство.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1.Обучающих:

  • содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
  • создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром
  • формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
  • формирование знаний основ хорового пения
  • формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

2.Развивающих:

  • развивать музыкальные способности: слух, музыкальную память, метроритм;
  • стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
  • развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;
  • понимать дирижерский жест;
  • создать условия для творческой самореализации ребенка.

3.Воспитательных:

  • воспитывать культуру слушателя;
  • содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;
  • способствовать воспитанию исполнительского творчества;
  • воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

-способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

4.В области формирования универсальных познавательных учебных действий:

  • Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности

5.В области формирования предметных учебных действий:

  • Формировать музыкальную компетентность через эмоциональное, активное восприятие музыки
  • Развивать интерес к музыкальной и хоровой деятельности
  • Формировать основные навыки музыкально-творческой деятельности (вокально-хоровые, сценические)
  • Воспитывать эмоционально-целостное отношение к искусству, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
  • Формировать у младших школьников знания основ музыкальной грамотности.

Раздел 2.Общая характеристика

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Следовательно, формирование у учащихся правильных вокально-хоровых навыков, развитие посредством пения их творческих способностей в рамках кружковой работы в общеобразовательной школе, является неотъемлемой частью всего музыкального воспитания.

Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым хоровым коллективом.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

учёт возрастных особенностей развития голоса учащихся;

доброжелательный психологический климат и мотивационная сфера на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации творческого процесса;

подбор методов и приёмов вокально-хоровой практики, соответственно целям и содержанию занятий;

преемственность приёмов обучения и развития певческого голоса;

доступность.

Раздел 3.Описание места курса в учебном плане

На занятия хорового кружка (из расчета 1 занятие в неделю) 35 ч.

Раздел 4. Содержание программы хорового кружка

Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики – «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Распевание

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки.

Использование скороговорки на начало распевки.

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

  • .

Гигиена певческого голоса

Бережное отношение к здоровью как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (по В. Емельянову).

Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие – потеря голоса.

Меры профилактики лор-болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вредном воздействии курения на голосовые связки.

Запреты:

- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем «es» («dis») 1 октавы;

молчание. Обращение к врачу-фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  • Дозировки – тренировочные нагрузки на разные группы мышц при пении.
  • Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Вокально-хоровая работа

Регулировочный образ вокалиста и хоровика. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Собственная манера исполнения.

.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки учащихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе спесне и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  • Песенный репертуар.
  • Заучивание текста.
  • Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро.
  • Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Концертно-исполнительская деятельность

Концертно-исполнительская деятельность организована в связи с репертуарным планом хорового коллектива и потребностями самих учащихся, их учителей и родителей.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, календарный план районных массовых мероприятиях

Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умений;

Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через, эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3 Планируемые результаты

Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.

Задачи:

  • Удовлетворение ребенка в пении.
  • Формирование коллектива единомышленников, объединение вокруг общей идеи.
  • Реализация творческих достижений детей через коллективное и индивидуальное участие в концертных программах, конкурсах, праздниках, спектаклях и т.п.
  • Уважение ребенка как личности.

II. Вокальная музыкальная техника:

  • Фонограмма
  • Дикция
  • Динамика
  • Специальный набор упражнений
  • Забота о голосовых связках.

III. Музыкальная «Мастерская»:

  • Открытие своих способностей
  • Потребность петь
  • Творческая радость
  • Репетиция:

а) детальная (с обработкой всех деталей)

б) прогонная (улучшения качества исполнения).

IV. Вокальный ансамбль:

  • пение вокальных упражнений
  • унисон
  • чувство меры
  • создание единого целого
  • культура общения
  • ответственности
11:10
20
ADM
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...