Рабочая программа по ИЗО для 5-7 классов

Скачать материалы:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗО 5-7 классы

Учитель Бесчастная Г.А.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участиев проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
  • В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

    Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

    В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Регулятивные УУД

    • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
    • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
    • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
    • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
    • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
    • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
    • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
    • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
    • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
    • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
    • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
    • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
    • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
    • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
    • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
    • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
    • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
    • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
    • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
    • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
    • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
    • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
    • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
    • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
    • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
    • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
    • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
    • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
    • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
    • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
    • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
    • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
    • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
    • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
    • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
    • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
    • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
    • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

    Познавательные УУД

    • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
    • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
    • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
    • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
    • выделять явление из общего ряда других явлений;
    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
    • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
    • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
    • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
    • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
    • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
    • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
    • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
    • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
    • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
    • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
    • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
    • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
    • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
    • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
    • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
    • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
    • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
    • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
    • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
    • Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
    • резюмировать главную идею текста;
    • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
    • критически оценивать содержание и форму текста.
    • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
    • определять свое отношение к природной среде;
    • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
    • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
    • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
    • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
    • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

    10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

    • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
    • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
    • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
    • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

    Коммуникативные УУД

    • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
    • определять возможные роли в совместной деятельности;
    • играть определенную роль в совместной деятельности;
    • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
    • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
    • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
    • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
    • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
    • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
    • выделять общую точку зрения в дискуссии;
    • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
    • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
    • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
    • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
    • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
    • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
    • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
    • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
    • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
    • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
    • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
    • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
    • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
    • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
    • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
    • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
    • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
    • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
    • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
    • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
    • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

    Планируемые результаты изучения изобразительного искусства

    5 класс

    Выпускник научится:

    • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
    • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
    • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
    • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
    • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
    • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
    • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
    • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

    6 класс

    Выпускник научится:

    • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
    • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
    • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
    • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
    • пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;
    • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
    • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
    • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
    • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
    • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
    • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
    • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

    7 класс

    Выпускник научится:

    • разбираться в жанровой системе изобразительного искусства и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
    • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
    • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
    • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;
    • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
    • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

    Содержание учебного предмета.5 класс

    I раздел: «Древние корни народного искусства» (10 ч)

    Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

    Древние образы в народном искусстве.

    Убранство русской избы.

    Внутренний мир русской избы.

    Конструкция, декор предметов народного быта.

    Русская народная вышивка.

    Народный праздничный костюм.

    Народные праздничные обряды.

    1 тема. Древние образы в народном искусстве

    Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

    Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

    Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

    2-3 тема. Убранство русской избы

    Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

    Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

    Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

    Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

    4 тема. Внутренний мир русской избы

    Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

    Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

    Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

    5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

    Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

    Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

    Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

    6 тема. Русская народная вышивка

    Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

    Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

    Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

    7-8 тема. Народный праздничный костюм

    Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

    Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

    Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

    Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

    9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

    Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

    Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

    II раздел«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

    Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

    Древние образы в современных народных игрушках.

    Искусство Гжели.

    Городецкая роспись.

    Хохлома.

    Жостово. Роспись по металлу.

    Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

    Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

    10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

    Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

    Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

    Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

    11 тема. Искусство Гжели

    Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

    Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

    Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

    Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

    12 тема. Городецкая роспись.

    Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

    Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

    Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

    13-14 тема. Хохлома.

    Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

    Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

    Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

    Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

    15 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

    Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

    Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

    Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

    Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

    16 тема Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

    Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

    Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи.

    Материалы: пластилин, банка, стеки.

    17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

    Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

    Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

    К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

    III раздел Декор – человек, общество, время. (10ч)

    Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

    Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

    Зачем людям украшения.

    Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

    Одежда «говорит» о человеке.

    Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

    О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

    18 тема. Зачем людям украшения.

    Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

    Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

    Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

    Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

    19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

    Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

    Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

    Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

    Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

    2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

    Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

    21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

    Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

    Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

    Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

    Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

    2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

    3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

    Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

    24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

    Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

    Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

    Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

    26 тема. О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.

    Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

    Задания: Создание по образцу гербов Ростова и Ростовской области (коллективная работа).

    Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

    27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

    Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

    Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..

    IV раздел. Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)

    Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

    Современное выставочное искусство.

    Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

    Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

    Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

    28-29 тема. Современное выставочное искусство.

    Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

    Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

    Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

    Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале

    30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

    Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

    Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

    Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

    2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

    Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

    32 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

    Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

    Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.

    Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

    Оформление школьной выставки по итогам года

    Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

    2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

    Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма

    Содержание 6 класс

    1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (7 ч)

    Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

    Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

    Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

    Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

    Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

    Тема. Линия и ее выразительные возможности

    Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

    Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

    Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

    Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

    Тема. Цвет. Основы цветоведения

    Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

    Тема. Цвет в произведениях живописи

    Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

    Тема. Объемные изображения в скульптуре

    Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

    Тема. Основы языка изображения

    Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

    2 Раздел«Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)

    Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

    Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

    Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

    Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

    Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

    Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

    Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

    Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

    Тема. Освещение. Свет и тень

    Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

    Тема. Натюрморт в графике

    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

    Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

    Тема. Цвет в натюрморте

    Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

    Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

    Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

    3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)

    Тема. Образ человека — главная тема искусства

    Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

    Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

    Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

    Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

    Тема. Изображение головы человека в пространстве

    Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

    Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

    Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

    Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

    Тема. Портрет в скульптуре

    Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

    Тема. Сатирические образы человека

    Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

    Тема. Образные возможности освещения в портрете

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

    Тема. Портрет в живописи

    Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

    Тема. Роль цвета в портрете

    Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

    Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

    Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

    4 Раздел

    « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)

    Тема. Жанры в изобразительном искусстве

    Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

    Тема. Изображение пространства

    Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

    Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

    Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

    Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

    Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

    Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

    Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

    Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

    Тема. Городской пейзаж

    Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

    Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

    Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

    Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

    Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.

    Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

    Содержание учебного предмета .7 класс

    • Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
    • В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
    • Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
    • Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
    12:24
    15
    ADM
    RSS
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Загрузка...