Сценарий открытого мероприятия по Серебряному веку

Скачать материалы:

Сценарий открытого мероприятия по Серебряному веку

Чуприной И.Н.

Ведущий 1. Сегодня мы проводим конкурс чтецов для учащихся 11 классов,

посвящённый Серебряному веку русской поэзии

Цели:

- совершенствование умений выразительного чтения и выступления перед публикой;

- развитие познавательного интереса к литературе;

- побуждение учащихся к изучению жизни и творчества А. А. Блока, Н. С. Гумилёва,

О. Э. Мандельштама и чтению их произведений.

Итак, мы начинаем.

Ведущий 2. Слайд 2.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин.

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

Ведущий 1.

Двадцатый век… ещё бездомней

Ещё страшнее жизни мгла,

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И чёрная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…

Ведущий 2.

Слайд 3. Начало ХХ века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история

иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и Гражданскую войну –драмы и трагедии мирового масштаба.

Ведущий 1.

Слайд 4. Но начало века дало и такое количество талантливых поэтов, что их число

можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на тёмном бархате ночного неба.

Ведущий 2.

Слайд 5. Этот подъём поэзии на рубеже XIX – XX веков принято называть Серебряным веком. К поэтам этого периода относятся мастера слова, творившие в русле модернизма. Русский модернизм был представлен тремя течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Ведущий 1.

Слайд 6. Символизм возник во Франции как оппозиция реализму, традиционной философии и культуре. Символисты утверждали невозможность рационального познания мира и считали, что мир можно познать только интуитивно, так как за каждым предметом и явлением, по их мнению, скрывается свой, особый, смысл.

Ведущий 2.

Поэт, по мнению символистов, должен намекнуть читателю на смысл, пробудить нужное настроение, заставив тем самым понять символ, а через него постичь сущность мира. Поэтому символ для них – «окно в вечность», он «беспределен и неисчерпаем в своём значении».

Ведущий 1.

Слайд 7. Одним из ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Его раннее творчество тесно связано с этим течением. Как и другие символисты, Блок чуждался живой, «грубой» повседневности и пребывал в сфере зыбких и смутных видений.

Слайд 8. Стихотворение «Русь» читает Гончаренко Елена.

Ведущий 2.

Главными темами в творчестве раннего Блока являются тема природы и тема

любви. Он верил в существование идеальной красоты, которую называл Душой Мира, Вечной Женственностью, и считал, что она призвана спасти человечество от всех зол. Эта вера нашла своё выражение в образе Прекрасной Дамы, являющейся идеалом для поэта.

Слайд 9. Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…» читает Третьякова Анастасия.

Ведущий 1.

Слайд 10. После революции 1905 года душу поэта, погружённую в туманные грёзы,

начинают тревожить «людские обители города», который одновременно притягивает к себе и отталкивает. Город – это символ бездушного «страшного мира», обречённого на неизбежную погибель.

Ведущий 2.

В этот период место Прекрасной Дамы занимает Незнакомка, которая, в от-

личие от Прекрасной Дамы, является вполне земной женщиной.

Слайд 11.Стихотворение «Незнакомка»читают Диана Попович и Виктория Ким.

Ведущий 1.

Постепенно поэт стряхивает с себя наваждение «влекущей», но «пугающей» Незнакомки, и у него появляется новый идеал – Россия. В своих стихотворениях он называет её «женой», «невестой», любимой.

Слайд 12. Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» представляет Фаталиев Асиф.

Ведущий 2.

Слайд 13. Россия у Блока – могучая, богатая жизненными силами и одновременно загадочная, необъяснимая страна.

Стихотворение «Россия» читает Стрюковский Андрей.

Ведущий 1.

Слайд 14. Творческий путь Блока отмечен, с одной стороны, неотвратимым осознанием неблагополучия жизни, а с другой – страстным ожиданием обновления, мечтой о светлом будущем, верой в Россию. Потому в творчестве Блока явственно ощущается воздействие жизнеутверждающей поэзии Александра Сергеевича Пушкина. Например, стихотворение «О подвигах, о доблестях, о славе…» в какой-то мере перекликается с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…».

Слайд 15. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» читает Иванова Света.

Ведущий 2.

Слайд 16. Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», но его поэзия

более любима читателями, чем стихотворения других поэтов-символистов. Одних ценили, других уважали, от третьих ждали оригинального. Блока любили, потому что его язык – это язык, на котором говорит вся читающая Россия».

Ведущий 1.

Слайд 17. Акмеизм пришёл на смену символизму и утвердил новое понимание мира и

поэтического слова. Возражая против ухода поэзии в мистику, акмеисты провозглашали целью поэзии земной мир, разнообразный и яркий.

Ведущий 2.

Слайд 18. Лидером акмеизма был Николай Степанович Гумилёв - человек яркой, но трагической судьбы. В его жизни было две страсти: путешествия и поэзия.

Слайд 19. Стихотворение «Читатель книг» представит Третьякова Настя.

Ведущий 1.

Слайд 20. Бродяга и путешественник по странам и временам, континентам и эпохам, Гумилёв прославлял в стихах скитальца морей Синдбада, скитальца любви Дон Жуана и скитальца Вселенной Вечного Жида.

Ведущий 2.

Слайд 21. В детские и отроческие годы, когда многие его сверстники лишь грезили о

морских путешествиях, он, в отличие от других, мог постоянно видеть манящую морскую гладь - отец его служил в Кронштадте морским врачом, и весь быт населения острова Котлин был специфически морским и потому располагал к мечтам о заморских странах.

Слайд 22. Фрагмент стихотворения «Капитаны» читают Попович Диана и Гончаренко Елена.

Ведущий 1.

Слайд 23.

После окончания Царскосельской гимназии юный Гумилёв поехал во Францию для изучения французской литературы, но очень скоро он покинул Сорбонну, направившись, несмотря на запрет отца, в Африку. С этого времени одним из главных мотивов в творчестве Гумилёва становится мотив странствий. Экзотический мир, в который попадает «открыватель новых земель», настолько отличается от реального, привычного, повседневного, что поэта переполняют чувства, и любой образ становится сюжетом для стихотворения.

Слайд 24. Стихотворение «Жираф» читает Ким Виктория.

Ведущий 2.

Слайд 25.

Но нельзя забывать, что странствие не единственная страсть Гумилёва. Была у него ещё одна страсть, и она называлась Поэзия. Для Гумилёва поэзия –способ выражения своей личности, путь к перерождению человека.

Слайд 26. Стихотворение «Шестое чувство» читает Стрюковский Андрей.

Ведущий 1.

Слайд 27. В нашей памяти имя Николая Гумилёва неразрывно связано с именем Анны

Ахматовой. 24 декабря 1903 года общие друзья познакомили Гумилёва с гимназисткой Анной Горенко. В 1910 году они повенчались, а ещё через два года у них родился сын Лев – будущий прославленный историк.

Такова краткая летопись их любви, более полный рассказ надо искать в творчестве са-

мих поэтов. Ахматова оставила глубокий след в жизни Гумилёва, и вместе с ней в его творчество пришла тема любви.

Слайд 28. Стихотворение «Я и Вы» Представляет Фаталиев Асиф.

Ведущий 2.

Слайд 29. После расставания с Ахматовой тема любви не уйдёт из творчества Гумилё-

ва, сменится лишь адресат: последняя, посмертная его книга «Огненный столп» будет посвящена Анне Николаевне Гумилёвой, урожденной Энгельгардт, второй жене поэта. Открывается этот сборник стихотворением «Память», оно неразрывно связано с мотивом смерти, волнующим поэта на протяжении всего творчества. Особенно ярко проявляется этот мотив в военном творчестве поэта.

Слайд 30. Стихотворение «Война»читает Иванова Света.

Ведущий 1.

Слайд 31. В Первую мировую войну Гумилёв добровольцем ушёл на фронт, участвовал в самых ответственных операциях, за мужество был награжден двумя Георгиевскими крестами. Гумилёв любил риск, был человеком редкой отваги. Всю свою любовь к риску, к острым впечатлениям он отдал Африке, путешествиям и странствиям по экзотическим краям мира.

Слайд 32. Стихотворение «У камина» читает Владислав Пак.

Ведущий 2.

Слайд 33. Казалось бы, Гумилёву сама природа и окружающая среда мешали

осуществить его мечту: мечтавший о далёких странствиях, он был рождён на плоском острове посреди Маркизовой Лужи; юноша, стремившийся быть Рыцарем и Дон Жуаном, был, однако, удивительно некрасив; мечтавший стать поэтом, он писал плохие стихи. Но, несмотря на всё это, он стал и путешественником, и знаменитым поэтом, и рыцарем в любви.

Ведущий 1.

Слайд 34. Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама вышло за рамки акмеизма.

Долгое время его имя находилось под запретом, потому что поэзия Мандельштама не укладывалась в рамки партийной идеологии.

Ведущий 2.

Слайд 35. Современники запомнили не только противоречивый характер, но и контрастную внешность поэта.

Ведущий 1.

Слайд 36. Поэт-акмеист Георгий Иванов в книге «Петербургские зимы» писал: «На

щуплом маленьком теле несоразмерно большая голова. Может быть, она и не такая большая,но она так утрированно откинута назад на чересчур тонкой шее, так пышно вьются и встают дыбом мягкие рыжеватые волосы, так торчат оттопыренные уши... И еще чичиковские бачки пучками...»

Ведущий 2.

Слайд 37. Иосиф Бродский писал о любимом поэте Анны Ахматовой, которого она

считала самым великим поэтом ХХ века: «Однажды, когда его попросили определить акмеизм – литературное движение, к которому он принадлежал, -Мандельштам ответил: «Тоска по мировой культуре».

Ведущий 1.

Потому лирический герой Мандельштама, находясь одновременно в разных исторических эпохах, свободно чувствует себя, осознаёт связь времён, ощущает собственную причастность к прошедшим событиям, находясь при этом в

невероятной гармонии.

Слайд 38.Стихотворение «Notre Dame» читает Попович Диана.

Ведущий 2.

Ощущение гармонии покидает поэта в революционную эпоху. В 1928 году в ответе на вопрос анкеты «Что дала вам Октябрьская революция?» Мандельштам напишет: «Октябрьская революция… отняла у меня «биографию», ощущение личной значимости».

Слайд 39. Стихотворение «Ленинград» представляет ученик 10 класса Абдугафуров Владислав.

Ведущий 1.

Чьи адреса и «телефонов номера» могли упоминаться в стихотворении?

Иннокентий Анненский, которого многие акмеисты считали своим учителем, скончался от внезапного паралича сердца на улице.

Ведущий 2.

В газете «Правда» от 9 августа 1921 года появилась следующая заметка: «Вчера утром скончался поэт Александр Блок». Всё, больше ни одного слова.

Ведущий 1.

Через несколько дней был арестован по обвинению в антисоветской деятельности Николай Гумилёв и расстрелян. Многие «сотоварищи» по творчеству – вдали, в эмиграции, в их числе Георгий Иванов и Ирина Одоевцева.

Ведущий 2.

Недолго проживёт и сам Мандельштам. Изменилось время, и жестокая политическая

машина, набирая обороты, уничтожает на своём пути всё и всех.

Слайд 40. Стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» читает Владислав Пак.

Ведущий 1.

Слайд 41. Но поэзия Осипа Мандельштама вернулась к читателю, это предсказывал

Иосиф Бродский: «Миру только предстоит услышать этот нервный, высокий, чистый голос, исполненный любовью, ужасом, памятью, культурой, верой, -голос, дрожащий, быть может, подобно спичке, горящей на промозглом ветру, но совершенно неугасимый. Голос, остающийся после того, как обладатель его ушёл».

Ведущий 2.

Слайд 42. Одним из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ века стал футуризм. Своим поведением, одеждой, поэтическим словом футуристы любили шокировать публику.

Ведущий 1.

«Король поэтов» Игорь Северянин заявлял:

Каждая строчка – пощёчина.

Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно,

Тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю

На мировой резонанс!

Голос, остающийся после того, как обладатель его ушёл».

Ведущий 2.

Слайд 43. Объявляя классику и всю старую литературу мёртвым, отжившим явлением, футуристы утверждали своё право на произвольные слова. Подобные поиски в крайнем своём выражении вели к чистой зауми.

Ведущий 1.

Слайд 44. Несмотря на видимое различие всех трёх литературных течений, которыми

был представлен русский модернизм, получивший позднее название Серебряный век русской поэзии, художников в этот период объединяло стремление изменить мир средствами искусства.

Ведущий 2.

Крупнейшие поэты Серебряного века стали к тому же «отраженьем века своего», потому что, как сказал Евгений Евтушенко, «поэт в России – больше, чем поэт».

15:57
2
ADM
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...